Жгонка

Жгонкой – называется упражнение, и в тоже время это понятие, на котором основаны многие способы применения и использования любков.

В народе жгонкой называется процесс катания валенок. Валенки накатываются на вал, именуемый жгоном. Его кладут на смоченную специальным раствором шерсть, и жгонят – катают из стороны в сторону. Шерсть начинает наматываться на жгон и уплотняться.

В основе упражнения, и самого понятия «жгонка» лежит именно этот образ. Жгонка является, пожалуй, самым основным упражнением в любках. Она используется не только на начальном этапе, но и на всех последующих этапах изучения любков. Это многоуровневое, говоря современным языком, упражнение. Во время его выполнения идет проработка и становление сразу нескольких уровней человеческого бытия:

1. Разминание и оживление тела. Во время выполнения жгонки происходит расслабление и мягкое разминание всех частей тела. Равномерное наполнение всего тела движением, и придание телу необходимой упругости. С этой целью жгонка используется как разминочное упражнение, подготавливающее тело к физическим нагрузкам. Например, вначале занятий по любкам.

2. Оздоровительное. Во время жгонки, прорабатываются все группы мышц, позвоночник, суставы, внутренние органы. Происходит мягкая правка и восстановление смещенных или поврежденных суставов, позвонков, внутренних органов.

За счет плавных и расслабленных жгоночных движений происходит очищение тела от накопившихся напряжений. Улучшается общая подвижность тела, увеличивается упругость мышц. Улучшается перистальтика кишечника и восстанавливается процесс пищеварения. Восстанавливается естественное дыхание. Идет наполнение новыми силами жизни. Все вместе это способствует восстановлению и улучшению обмена веществ и работы всего организма в целом.

3. Центрирование. Создание, нарабатывание и укрепление в себе и своем теле внутренней оси – Жгона. Это внутренняя опора, ось мира. Жгон, или Торшак, является не только осью внутреннего, но и внешнего мира. Это центр, вокруг которого начинает разворачиваться весь мир человека.

Во время выполнения жгонки начинаешь видеть и осознавать, как весь мир, включая внутренний и внешний, начинает вращаться вокруг тебя. Сам же ты, в этот момент становишься центром всего мира, и одновременно центром всемирного движения и вращения. Ты, являешься Осью Мира, и Мир вращается вокруг тебя. При этом, сам ты, будучи центром мира, находишься в состоянии покоя. Вокруг тебя все находится в движении, а сам ты, есть тишина и покой. Покой внутри движения. Это сравнимо с центром урагана смерча. Вокруг все гудит и вращается с огромной скоростью, а в центре урагана, полная тишина.

Русские всегда считали, что судьба принадлежит им самим, и они сами являются ее хозяевами. Они считали, что судьбу свою, также как тело и душу можно править. Это хорошо отражается в русских народных сказках. Когда герой идет за тридевять земель на поиски своей утраченной души, меняется по ходу, и в итоге становится хозяином себя, или царем.

Но, не каждый человек решает быть хозяином своей судьбы. Некоторые отдают свою судьбу в руки других людей или богов, или случая. Живут, что называется, «как бог даст», или «как случай решит», или «как судьба распорядиться». В общем, это выбор каждого – самому становиться хозяином своей судьбы или отдать свою судьбу в чьи-нибудь руки. В этом, каждый себе хозяин.

Как сделать каждое свое поражение уроком, в общем-то, понятно. С годами это становится естественным, но и в молодости мы непроизвольно учимся на поражениях. Если уж быть точным, то учимся мы только тогда, когда получаем в морду…

Как сделать каждую свою победу подарком – вот вопрос! И решение его для меня возможно только в любках.

Чтобы подарить победу другому ему вовсе не обязательно проигрывать. Можно подарить ему и свою победу. Это не просто, но проще этого нет ничего. Надо всего лишь перестать видеть ее победой, просто перестать побеждать. А все, что делаешь, надо делать для него.

Как делать что-то для другого в бою? Показывая ему его несовершенство, и, не пользуясь этим несовершенством, чтобы побить его, помогать увидеть и осознать.

Это очень непросто, если ты не уважаешь своего противника и не можешь восхищаться им. С таким противником и не надо биться на любки. Он враг, и его надо просто бить, возможно, смертным боем. Но это совсем другой разговор.

В любках ты выходишь на поединок только с теми, кого уважаешь, и кем способен восхищаться, даже если он заведомо слабей тебя. Что-то все же должно тебя восхищать даже в менее опытном или искусном противнике. Хотя бы его жажда жизни, победы или урока. Способность учиться – это великое искусство. Слабый противник, способный учиться и не умеющий сдаваться, однажды станет великим воином. Это заслуживает восхищения.

Если ты восхищаешься своим противником, ты в состоянии перестать побеждать и начать помогать ему. Ты учишь его в меру его сил, и каждый раз, обыгрывая его, ты делаешь это так, чтобы он понял, в чем его слабина, и освоил то, как можно обыгрывать таких же, как он.

Но это искусство требует взаимного понимания и немалых знаний о том, что вы такое и чем вы занимаетесь.

Поэтому вначале обучения любкам вводятся определенные ограничения, в рамках которых и ведутся схватки. Первое из ограничений называется Земными любками.

Движение по своей природе текуче. Это его основное свойство. Многие путают движение с перемещением, но это разные вещи. Движение – это среда, подобная воде, воздуху, огню, или земле. Это такая же стихия, только более тонкая. Благодаря движению все остальные стихии оживают. Они приходят в движение и частицы их начинают перемещаться. Движение является более тонкой стихией из всех стихий. Оно пронизывает и наполняет собой все остальные стихии. Благодаря ему, все в мире течет и перемещается. Вода течет, огонь течет, воздух течет, земля, наполненная движением, тоже течет, планета наша тоже постоянно течет вокруг солнца. Жизнь наша тоже течет. И течет потому, что в ней присутствует движение.

Вся наша жизнь наполнена движением. Вся вселенная наполнена движением. Искусство жить напрямую зависит от искусства видеть и понимать движение, умения использовать его. Если хочешь понять жизнь, пойми движение, без него жизни не существует. Жизнь возникает только там, где есть движение. Нет движения – нет жизни. Перемещения могут быть, а жизни нет. Перемещения могут быть и по инерции.

Перемещение – это перемена мест каких-либо предметов или частиц. Для того чтобы эти частицы начали перемещаться, нужен толчок. Этим толчком и является движение. Оно подхватывает частицы и несет, заставляя их перемещаться. Но потом, движение может закончиться, а предметы какое-то время будут перемещаться по инерции, пока не остановятся совсем.

Для того чтобы этот толчок произошел, и появилось движение, нужна сила, которая создаст, или вызовет движение.

Сила – это тоже среда, только еще более тонкая, чем движение. Сила управляет движением. Движение наполнятся силой. В зависимости от наполненности оно может быть более или менее сильным. Поэтому, вслед за видением и овладением движения, следует видение и освоение силы. Силой же управляет дух. Его природа является еще более тонкой. Дух пронизывает собой все среды. У него всепроникающая природа. Дух может проникать в любое вещество, и наполнять это вещество силой, движением, жизнью. Мир наполнен двумя видами духов, у которых разная по своей сути и назначению природа. Их природа противоположна. Природой одних духов является свет, а других тьма. Предназначением духов света является созидание и устроение. Предназначением духов тьмы – разрушение и растворение. Светлые духи являются духами жизни, а темные, или как их еще называют «нечистые духи», являются духами смерти. Светлые, или чистые духи, наполняют человека силами жизни. А темные, нечистые, отнимают у человека силы жизни, вносят в него разлад, и ведут его к смерти. Внутри человека постоянно происходит борьба между светлыми и темными духами, между жизнью и смертью. И далеко не всегда светлый дух одерживает в человеке победу. Очень часто человек оказывается в плену у духов тьмы, и вместо творчества, устроения и совершенства, разрушает себя и свою жизнь ленью, бездельем, распутством и ханжеством.

Лад и лажение очень обширные понятия, охватывающие собой абсолютно все стороны как человеческого бытия, так и всего Мира в целом. Если обобщить все разнообразные проявления этих понятий, то получим следующее:

Лад – Мир находящийся в определенном порядке и пребывающий в равновесии.

Лажение – действие направленное на восстановление Лада, Мира, порядка, равновесия.

Мир в русском и многих других славянских языках означает так же и покой. Поэтому восстановление мира или лада означает так же и восстановление покоя.

В русской традиционной культуре очень часто сравнивали человеческий организм с хорошо настроенным музыкальным инструментом. Отсюда и такие выражения как: струны жизни, струны души, жилы (древнее название струн), настрой, настроение, душа поет, душа звенит, душа играет, человек расстроился, здоровье расстроилось, и т.д., и т.п.

Лад в человеке – это состояние цельности, единства, покоя и гармонии, являющиеся основой его бытия. Соответственно лажение – это действия направленные на восстановление этого изначального состояния.

Понимание лада очень глубоко сидит в нас и мы все очень хорошо знаем что это такое. Мы всегда чувствуем когда в нас что-то не так, когда наше внутреннее, или внешнее равновесие по каким-то причинам нарушается. В нас сразу же появляется желание это равновесие восстановить.

То же самое нужно сделать с телом во время лажения. В теле со временем начинают образовываться комки напряжения, склянь. Их, так же как и комки на пашне нужно превратить в однородную мягкую почву. Для этого их нужно:

1. Найти,

2. Разбить, размять, разгладить и разровнять,

3. И после этого, наполнить эти места свежими силами жизни.

Вот в сущности и все, что требуется сделать с телом во время лажения.

Любки – это вид единоборств, существовавший когда-то на Верхневолжье.Бой на Любки – это бой между своими без повреждений.На Любки дрались в стенку два конца одной деревни, на Любки дрались на свадьбах и на сельских праздниках.

Любошные драки велись внутри многих плясок вроде Владимирского «Ворыхана» или Курского «Тимони».В них ворыхан – тетерев-самец отбивает самочек у соперников.Бой здесь обязателен, но это бой за любовь, а не против врага.

Дрались на Любки и в очистительных целях, чтобы обновить мир.

Драка на Любки – это, конечно, бой, но это и не совсем бой.Это какое-то скоморошье искусство, призванное развлечь и повеселить празднующую толпу.

Но для этого нужно было владеть некими особыми знаниями, видеть человека, владеть не просто боем, а уметь жить внутри него, но эти дальше – суметь с помощью действительного боевого искусства дарить жизнь.

От Любков лишь один шаг до боя не на жизнь, а на смерть.Собственно, знания-то о том, как сражаться, одни и те же.Но нужно принять решение, для чего сделать выбор.Любки направлены в жизнь, Любки – часть обрядов, несущих плодородие.

Рассказывать о Любках можно очень много, но лучше их однажды увидеть.

А.Шевцов

Leave a Reply